Организационная структура

Вопрос-ответ

  1. Прекращены трудовые отношения с хозяйственным обществом в качестве его руководителя. Какой порядок внесения записи в ЕГР об окончании моих полномочий? Можно ли такую запись внести на основании моего заявления?

  2. Как получить информацию о субъекте хозяйствования гражданину или юридическому лицу?

    Ответ 1: Согласно пункту 18.18. перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 предоставление информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является административной процедурой, совершаемой в установленном законодательством порядке.

    Размер платы, взимаемой при осуществлении данной административной процедуры составляет 1 базовую величину за каждый экземпляр выписки по каждому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

    В случаях, определенных Указом № 200, информация из ЕГР может быть предоставлена заявителям бесплатно, в частности, в случае запросов о предоставлении информации о субъектах предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, деятельность по оказанию психологической помощи, а также запросов о предоставлении информации в целях защиты прав потребителей, начисления пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат.

    Также обращаем Ваше внимание, что проверить статус (существование) любого юридического лица и индивидуального предпринимателя, содержащегося в ЕГР, можно с помощью глобальной компьютерной сети Интернет на веб-портале ЕГР (egr.gov.by)

    Для того чтобы воспользоваться данным сервисом, необходимо

    на портале зайти в раздел «Предоставление информации из ЕГР», выбрать подраздел «Проверить существование субъекта хозяйствования» и по названию (ФИО индивидуального предпринимателя) и (или) по регистрационному номеру (УНП) осуществить поиск необходимого субъекта. В результате поиска в отношении запрашиваемого субъекта хозяйствования выдается следующая информация: регистрационный номер, наименование (ФИО индивидуального предпринимателя), дата регистрации, регистрирующий орган (к которому субъект относится в настоящее время), состояние субъекта (действующий, находится

    в процессе ликвидации, процедура банкротства, исключен из ЕГР) и дата исключения из ЕГР (в случае исключения субъекта из ЕГР).

    Ответ 2. Согласно пункту 13.2. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, предоставление информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) является административной процедурой, совершаемой в установленном законодательством порядке.

    Размер государственной пошлины, взимаемой при осуществлении данной административной процедуры, составляет 1 базовую величину за каждый экземпляр выписки по каждому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

    С дополнительной информацией и реквизитами оплаты госпошлины при обращении за выдачей информации в Главное управление юстиции Мингорисполкома (г. Минск, пр. Пушкина, 42) Вы можете ознакомиться на сайте Мингорисполкома (www.minsk.gov.by – раздел «Регистрация ИП и организаций», подраздел – «Предоставление информации из ЕГР»).



  3. Кредитор обращается к регистрирующему органу с требованием включить в реестр требований кредиторов непогашенную задолженность, так как должник уклоняется от возмещения долга.

    В компетенцию регистрирующего органа не входит ведение реестра требований кредиторов. Согласно пункту 4 статьи 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случае отказа ликвидатора в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица самостоятельно обратиться в суд с иском к ликвидатору.



  4. Субъект хозяйствования просит отменить решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности), принятое на основании поступившего из налогового органа представления о ликвидации (прекращении деятельности).

    В соответствии с пунктом 24 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в суд, рассматривающий экономические дела, в течение трех лет с даты принятия решения регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, совершения регистрирующим органом действий (бездействия), связанных с ликвидацией (прекращением деятельности) субъекта хозяйствования.



  5. Требуется ли легализация выписок из торгового регистра страны учреждения иностранной организации (либо иного эквивалентного доказательства) для осуществления государственной регистрации юридического лица с ее участием, когда между Республикой Беларусь и соответствующим иностранным государством действует договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам?

    Да, требуется.

    Необходимо знать, что существование договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Республикой Беларусь с иностранными государствами, в том числе с Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Чехией, Словакией, не отменяет необходимости легализации указанных выписок. Однако имеется исключение из этого правила.

    Так, не требуется легализация подобных выписок при наличии действующих договоров, в которых содержатся положения, предусматривающие возможность представления документов на территориях договаривающихся государств без их легализации.

    Например, Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., заключенный между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривает взаимное признание официальных документов, исходящих от уполномоченных органов этих двух стран. Поэтому выписки из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выданные Федеральной налоговой службой Российской Федерации для представления в регистрирующие органы Республики Беларусь, легализации не требуют.

    Однако важно помнить, что в случае, если российские выписки выдаются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представление такой выписки в регистрирующие органы невозможно без ее дополнительного удостоверения соответствующим уполномоченным органом, например, отметкой (штампом) нотариуса.